Начало
В связи с финансовым кризисом и ностальгией по молодым годам зрело желание совместить покатушки на Пасе с ужинами у костерка где-то на северах наших необъятных. Сходные мысли были и у знакомых. Но в результате естественного отбора на момент выезда 15 августа 2013 года остались мы с женой и младшей дочкой на Пасе да друг с сыном на Audi-80. Последняя хоть и 4х4, но пузотёрки обе те ещё… Да, ещё компания на 3 машинах могла присоединиться, но позже и дальше.
Как бы то ни было, покидали скарб, взяли пару раций и пару досок (пригодились таки потом) и выкатились из Москвы.
Перегон 1 (650 км)
К обеду были в Вологде. Залезли на колокольню и в сувенирный магазинчик. Обедать решили крекерами не останавливаясь, двинули дальше. Была мысль заехать в Семенково в музей деревянного зодчества, но из города выехали другой дорогой и попали в другое Семенково - там музея не было. Впрочем, на обратном пути ехали мимо - не впечатлило издали, останавливаться не стали…
Так и добрались до Липина Бора, где звонком забронировали себе пару (3 + 2) номеров по 1200 каждый. Удобства на этаже, но чисто - выспались.
Перегон 2 (380 км)
Затарились вплоть до шашлыков в супермаркете, обозрели штормик на Белом озере и двинули в сторону Вытегры.
Вологодская область - заколдованное место для навигаторов. Если им верить, то мы неслись то слева, то справа, то поперёк магистрали Р-5, хотя на самом деле в основном прыгали вверх-вниз: такие дороги. Но пока асфальт, хоть чем ближе к Вытегре - тем неожиданнее сюрпризы. Хотел осмотреть сей край света, но друг втопил газ, и мы как въехали - так и выехали из города. Пара километров песка вдоль бурного строительства - и мы на автобане вплоть до границы с Карелией. В Пудоже повелись на первую же заправку, где и заправились 92-м за неимением 95-го. Оказалось, на выезде есть и нормальная, но лить было уже некуда. Впрочем, по мне и по моему Пасе этот 92-й был 98-м по сравнению с 95-м, залитым позже в Лоухах… Километров через 20 дорога внешне не изменилась, но перестала подпрыгивать: из разложения профиля в ряд Фурье исчезли высокочастотные гармоники, проще говоря. Когда они снова появились, мы свернули влево в лес, ибо пора уже было подыскивать ночлег на берегу Онеги не доезжая посёлка Челмужи…
Часа 3 покрутив по просёлкам и неоднократно обсуждая их лабиринты с другой неоднократно встречавшейся нам компанией из Питера, впервые потеряв детей и увязнув в песке, выкатились таки на мыс, где и провели потом несколько дней.
Лагерь 1
Комфортное пикниковое место, исчерченное песчаными колеями среди сосен. Огромный джип прицепил огромное бревно и пахал им просёлки - это чтоб идиотам типа нас жизнь мёдом не казалась. Ни ягод, ни грибов, ни рыбы - только кострища, столы, ковры (да!), умывальники и туалеты на любой вкус (смотрите все!) и даже плазменные телевизоры на соснах. К счастью, народу было мало, комаров тоже, зато был чёрный ворон.
Перегон 3 (190 км)
Собрались-упаковались, а вот подняться на небольшой пригорок мой Пася так и не смог: подо мхом - песок. Друг дважды тянул, это его и погубило. Отцепил трос и решил развернуться - в боковых зеркалах чисто, а центральное показывает только рюкзаки - и не видно за ними сдвоенной сосны… Задница Audi действительно стала похожа на задницу: появилась вертикальная складка.
Ну да выкатились сперва на бугор, потом на шоссе, потом и на мурманку у Медвежьегорска. Свернули на Сумеричи; эти места я досконально исходил-исколесил в течение многих лет. Сперва проверили местечко на Кярг-озере - мрачновато. В деревне поговорили со знакомой и решили заглянуть на Урос-озеро, где стояли много раз. Но раньше добирались мы туда на лодках, а машины оставлять не хотелось - решили подъехать к заброшенной деревне с другой стороны пролива. Местные туда даже на Москвичах не рискуют, но мы доползли. И сразу же поползли обратно: всё заросло, все лодки сгнили. Эти 2 км через валуны стали хорошей разминочкой…
В общем, приехали к Попову порогу и встали чуть ниже плотины на реке Сегежа, где и провели ещё несколько дней.
Лагерь 2
Местечко ничего, но между деревней и плотиной - с дороги часто забредали любители порыбачить. Ловили и мы, но лодки не было - только мелочь. А другие тягали и щук, и форель. Ибо выше плотины на Сег-озере
Русское море поставило несколько 6-тонных садков для этой самой форели, которые периодически рвались с разбегающимися последствиями. В один из забросов в воду полетела не только блесна, но и что-то ещё: это была рукоятка от только что купленной катушки. Обидно. Вставил какую-то проволоку и даже что-то поймал, но периодически с тоской вглядывался в пучину: а ну не она ли вон там блестит? В последний день было так тепло и солнечно, что я разделся и мырнул. Достал! Вода, кстати, до привыкания тёплая. Ну а дети каждый день гуляли в магазин за вкусняшками.
Подходят 3 мужика:
- Ребята, вам надо завтра валить отсюда.
- Чё-то как-то невежливо…
- Наше дело - пердупердить, потом охранники будут с вами разбираться.
- Чьи?
- У 40 главных акционеров "Русского моря" тут послезавтра будет пикник на обочине, среди них - сын Шойгу.
- Блин. Ну хоть магарыч бы принесли…
На следующий день перед отъездом мы запекали 3 крупных форели.
Перегон 4 (420 км)
Вторая компания по телефону сообщила, что нет в Карелии красивых мест, кроме Тикши, и они точно едут туда. Пару лет назад и я там был, но плохое забывается быстро - вот и выкатились мы на мурманку (она же "Кола") и повернули на север. С Сегежи пошли участки бурного строительства: очевидно, к откидке Ходорковского трассу готовили. А пока пришлось пылить щебёнкой. Магазины вдоль трассы - только на заправках, и водка в них не продаётся, так что позже нам пришлось экономить на возлияниях. Но проблемы с горючим поджидали и наших коней. Пистолет в Лоухах подозрительно шлёпал, хлюпал и чмокал, вливая подозрительно вязкий 95-й. Пася оказался менее требовательным к пище, и недовольство своё проявлял скромным цоканьем зубов, а у коня друга случилось несварение 1 из 4 желудков. Забыв о былых 170 км/час, он стал подолгу задумчиво пердеть чёрным дымом, а то и вообще блевать у обочины.
Впрочем, не это стало причиной того, что последние 39 км после съезда с трассы мы преодолели за 6 часов. Со смущённой гордостью подозреваю, что мой VW Passat был единственным представителем сего гордого семейства, побывавшем в Лагере 3. Дорога сделана в основном из Si с различными примесями формой от конусообразно-пирамидальной до сферической диаметром до 50 см плюс-минус столько же. Бульники, говоря просторечно, да брёвна окаменевшие вросшие. Это если на горке. Ну а если где болото - то там обычная российская колея, только подо мхом - бульники, а слева и справа - жёсткий кустарник. Ну а где ручей какой - там трубы диаметром от 60 до 150 см, иногда и 2 подряд на разном уровне, чтоб не скучно им было. Тут-то доски мои и пригодились, хотя… Проехал бы и без них. Так и ехали: метров 50 идёшь пешком, запоминаешь траекторию, на какой камень каким колесом, затем возвращаешься за руль и воплощаешь сии мечты в жизнь. Но чудес не бывает, и периодический скрежет под днищем или царапающий скрип по бокам переходят в новую порцию ласковых слов из уст жены в адрес… Догадайтесь. Кстати, дорога проложена с умом: по солнцу. Солнце клонится вправо - и дорога уходит вправо, чтобы солнце светило в харю и за пылью на лобовом стекле вы не видели всех этих ужасных бульников…
В 01:00 ночи доползли до моста. Убедились, что места все заняты, решили тут и остаться. На камушке оприходовали литр водки, залезли по машинам и отрубились. Пошёл дождь…
Лагерь 3
В Мурманской области, в километре от Карелии. Место живописное - но не более. Народ сюда ползает за кумжой: она нерестится в Тикше-озере. Но мы не промысловики и не охотники, а грибы вдоль дороги быстро кончились. Ну, брусники набрали: не возвращаться же из Карелии без брусники! Ну, клюквы на болоте 3 литра взял. Ну, щурёнка словил, несколько хариусов…
- Мужики, у вас крупы лишней нет?
- Нафига?
- Жрать хочется.
- Чё, не хватило?
- Да нет, с другом неудачно разделили поклажу: у меня тушёнки куча, а крупа у него, но он не подъехал.
- А-а… На, сосед, бери.
На следующий день мы были возблагодарены щукой. Ну а потом подъехала наша вторая компания: с лодками и гидрокостюмами, с ружьями, с газовой плитой и даже с душевой кабинкой для дам. Не наш стиль, в общем.
- А микроволновку часом не захватили? Нужна очень.
- Нет. Мы её не взяли, ибо без неё можем обойтись.
- А без душевой кабины никак?
- Никак. Гигиена!
- Вон озеро!
- В нём холодная вода, и мы простудимся и сляжем с гангреной и ангиной.
Чтоб доказать, что а вот мы можем обойтись без душевой кабинки, я разделся и нырнул с моста. Не заболел. В общем, так мы и дружили: жили врозь, а дети были - странно, не правда ли? А поскольку детей прибавилось, они стали играть в картишки, выцыганивать друг у друга "ништяки", пропарывать ноги и теряться в лесу - всё как и положено. Пролетели дни, и мы решили: пора делать адьё. Если бы задержались ещё на денёк, пришлось бы наблюдать северное сияние, а мы его и до этого лет 10 назад насмотрелись до тошноты.
Перегон 5 (250 км)
Имея опыт и не имея солнца в харю, даже несмотря на починку чего-то отвалившегося в подвеске Audi, кошмар мы сократили до 4 часов и выкатились на мурманку на траверзе Чупы. Заправке в Лоухах показали средний палец и просвистели до заправки на траверзе Кеми, где и накормили лошадей и себя. В то же время перенесённые тяготы и невзгоды, нехватка дозировки C2H5(OH) и частично финансовых активов, ожидание неизбежного конца - всё это не могло негативно не отразиться на уровне социальной лабильности и межличностного консенсуса. Трансцендентальные метаморфозы психосоматических связей не могли не привести к фатальному катарсису. Там, на заправке мы и решили разорвать наши отношения, разделить детей и недвижимость, не доводя дело до судопроизводства и рукоприкладства. Друг двинул прямо nah hause, а мы - налево, к е. м., к едрене матери, в Кемь. Даже дальше, пока не упёрлись в причал. Где и сняли номер на 2 ночи по 1800 за каждую с удобствами.
Кемь и Соловки
Гостиница - группа бревенчатых двухэтажных домов, даже с кафешкой и баром - вполне ничего себе так. Здесь же на reception доплатили за завтраки и взяли билеты на Соловки. Катер утром - туда, он же или другой вечером - обратно. Хотя можно и на несколько дней, с палаткой или без: на острове и стоянка есть, и жильё предлагают. 2 часа в 1 конец по стальному Белому морю в сопровождении прожорливых чаек, с удовольствием позирующих на камеры, поглощая вкусные пончики, выпекаемые тут же, на катере… Меня обделали - вот, жду денег.
УАЗ-буханка на 8 человек просила 8 тыр, а кроме нас диких желающих на автотур не было - и пошли мы сперва к лодочной станции, взяли 3 весла и 2,5 часа натирали мозоли по озёрам и каналам в сопровождении ручных уточек - красота! Потом направились к кремлю, где и побродили… С 70-х годов многое изменилось: трещины в стенах храмов заделали, стены побелили, внутрь занесли интерьер, нахлобучили купола - теперь уже не полазишь как раньше по внутренним лесенкам где душе угодно. Но всё узнаваемо, и несмотря на присутствие монахов, здесь не чувствуется с их стороны такой ненависти к туристам, как на Валааме. Ну и ламинарии всё разводят, а самолёты всё летают, даже жителей прибавилось.
Вечером уже на материке пошли с женой смотреть на местные церкви. Новодел у причала не впечатлил, действующая в деревне - тоже не особо, а вот на мысу… А на мысу и не церковь вовсе. Разве может быть на церкви написано: "Вход после 24:00 запрещён, просьба не беспокоить!" или "Гоним кресты, иконы. Отец Варсонофий" или "Кто войдёт в сей храм без ведома Пророка - того душа опустится в ад!" - а? Нет, не церковь. И сруб - от обычной избы. И лепестки на куполах - из пластика. Но таки чертовски живописно издаля! Говорят, там фильм снимался, "Остров" называется - какой же это остров? Нет, это не остров, это мыс, полуостров. Разве может быть полуостров островом? Разве что при потопе. Нет, это не Негоро, а Хуан Себастьян Перейра! А когда мы шли обратно, жена увидела пляжик и поняла:
- Да тут снимался фильм "Пляж"!
И я понял, что женщина права, и увековечил сие знание буквами на песке.
Перегон 6 (720 км)
Ещё возвращаясь с Соловков, коротали на катере время в общении с пожилой женщиной-экскурсоводом:
- И куда вы дальше на своём Пасе?
- Да восвояси: на Кивач заглянем, потом теперь уже с запада от Онеги на Вытегру - не люблю я питерскую трассу.
- Ясно. В Гирвас загляните - не пожалеете. Это перед Кивачом, увидите поворот.
- А что там?
- Да все тоже не понимали, пока профессор в 90-х не объяснил: вулкан там. Древний. Застывший. С лавой. И разлом коры неподалёку. А ещё осиротевшая лошадь, которая любит пиво.
Вот туда и направились, и Гирвас оправдал ожидания. Красивы и вулкан, и каньон - уезжать не хотелось. В магазине в деревне:
- И как там ваша лошадка бездомная?
- Кукла-то? Она не бездомная! - обиженно так,
- У неё уже четверо хозяев!
В Гирвасе напрасно не поверил навигатору: потом проверил - действительно, есть прямая короткая дорога на Кивач - но я поехал через мурманку. Сам водопад - ничего так, хоть и в разы упала его мощь с державинских времён после постройки ГЭС.
В Петрозаводске свернули налево и поехали вдоль Онеги в сторону Вознесения, фотографируя всякие разрушенные церкви. Кончился асфальт - пошёл щебень. Успели к предпоследнему парому в 20:00. У старого трудяги, очевидно, сломался один из съездов (аппарель) - так что он причаливал одним и тем же концом, и выезжать пришлось задним ходом. Сказали, что гостиниц в Вознесеньи нет, а до Вытегры - около 50-70 км - туда и двинули. Щебень уже достал, км 20 тряски. И вдруг - о, чудо! - не просто асфальт, а автобан какой-то. Аэродром с разметкой! А вокруг - ни души, только слева канал внизу вдалеке Онежский, а над всем этим - бездонное красное небо! Но 30 км сказки закончились симметричным чудом: снова щебёнка, и до самой Вытегры. Неисповедимы пути-дороги Вологодчины…
В городской гостинице мест нет, есть только в арт-отеле. Но по 7 тыр. Но свет включается взглядом. Но не про нашу честь. А про нашу - гостевой дом в 6 км от города по 600 руб с рыла. Весьма миленько, с гульбарием и даже с гербарием.
Перегон 7 (810 км)
Заморгали встречные, и на въезде в деревню запищал радар-детектор "Свистун" - OK, сбрасываю до 75 км/час. Вижу орёликов. С удивлением также вижу, что меня тормозят - ладно…
- Документики? OK, в порядке… Возможно, Вы просто забыли включить ближний свет?
- Да что Вы говорите? Действительно, я забыл включить ближний свет! Можно, я включу ближний свет?
- Не "можно", а "нужно". Вот и чудненько. Вы не против, если я выпишу Вам штраф?
- Что Вы - что Вы: буду премного Вам обязан!
- А ничего, если я Вам по-минимуму, на 100 руб?
- Ну что ж, надо - так надо.
Тормозят следом и другого:
- Ай-яй-яй, низя!
- Я ж сбросил!
- Маловато сбросил!
Ферапонтов монастырь - мило, даже кино посмотрели по пенсионному тарифу: я оброс и седовлас, да и одеты мы по-пенсионерски. А приснопамятный Дионисий - всё-таки халтурщик: полтыщи кв м расписал с 2 сыновьями за 34 дня - план по валу. Затем большой, но весь перекосившийся и потрескавшийся Кирилло-Белозерский монастырь с платными услугами и истым батюшкой (сдвинувшимся бывшим сотрудником). Да и вообще, не на Белом озере он стоит, а на Сиверском. Да и бывали мы в нём раньше. Увидели указатель - свернули к святому источнику испить водицы от всех запоров.
Пробка в Вологде: авария. Потом какие-то пыхтящие 50 км/час КамАЗы 05 региона (кавказ) с 2 окошками на задних дверях - скот? Точно, скоты: всем ехать не давали. В Ярославле навигатор завёл к перекрытому старому мосту; полиционер был недоволен. Часов в 8 вечера ввалились мы к моему хорошему дядьке, с которым не виделись несколько лет, и посидели-поужинали. Но таки в 23:00 двинули в сторону ожидавшей нас дома старшей дочери. Последнее, что помню: жуткий туман, видимость около 10 м - сперва еду по разметке, а потом пристраиваюсь в хвост к идущей около 110 ауди. Дальше - автопилот, и дома - где-то во 2-м часу ночи.
Итого
15 дней. 14 тыр на бензин. 3420 км. Да, около 12 л / 100 км в среднем: тут и 170 км/час, и ползание на 1-2 передачах десятками км.
Но глазки получили свои красоты, рожа покраснела от костра, одежда пропотела и пропахла дымом, вспомнил молодость. Пася не подвёл, а после мойки и особых царапин не осталось. Даже девки довольны, вроде…
Кстати, проверил на сайте
Штрафы ГИБДД - славно: 100-руб штраф есть, других нет (тьфу 3 раза)!
Как-то так.