Итак, добро на пеший поход на Сег-озеро с младшей дочерью получено не было, и решено было вчетвером познакомить младшую с Питером, а старшей - обновить воспоминания.
После непродолжительной интернет-подготовки 20.08.2008 около 7 утра мы погрузились в Пасю и двинули на север, и около 8 утра выкатились за МКАД по Ленинградке. Из путеводителей - доперестроечный Атлас СССР.
Движение было уже не слабым, и первые признаки пробок почувствовали уже в Клину.
Впрочем, до Твери было сносно. А там - встали. Без видимых причин тащились по объездной около часу. Потом пошла "трёхполосная полутораполоска": обгон - тормоз, обгон - тормоз. Забегая вперёд, и так - до самой Ленинградской области. И хотя, казалось бы, средняя скорость была не самой низкой - но при двух полосах в каждую сторону выигрыш во времени был бы ощутимым. И что мешало нарисовать 4 полосы? Чисто визуально - ширины вполне хватило бы. Тем более что раньше (15-20 лет назад), если мне не изменяет память, так и было…
Где-то за Волочком у дороги пообедали, дёшево и вкусно.
Заехали в Валдай, в музее подёргали за верёвочки и прикупили колокольчик.
Как бы то ни было, но вот и указатель, что скоро съезд на Великий Новгород, цель нашего первого дня. Справа - зона ремонта, и фуры с легковушками узкой вереницей ползут по встречной половине. Наконец, ремонт позади - все рассасываются по двум рядам, разметка отсутствует как класс - по газам - ГАИ - стоп, голубчики! Заходите в будку по-одному!
- Знак "обгон запрещён" видели?
- Чесгря, нет: за фурой впритык ехал.
- Но он там есть!
- Верю. Готов искупить вину штрафом.
- А лишение за встречку?
- Какую такую встречку? Никаких разметок!
- Водитель обязан визуально…
- Я и определил визуально - никакой встречки!
- Там разберутся…
- Ну, как хотите: суд - так суд. Взятку я Вам даже предлагать не буду: все деньги в кошельке у жены.
- Ладно, шучу я. Минимальный штраф в 100 руб.

И была мне выдана известная всем простыня с двумя размытыми синими штампами внизу…
Эстакада на Новгород опять же по причине ремонтов оказалась вне зоны досягаемости, и пришлось нарушать всё и вся и разворачиваться внаглую на трассе. Заправился, и по разбитой дороге около 3-4 пополудни въехали в древний город. Со второй попытки нашли гостиницу "Россия", заселились вчетвером в трёхместный номер (благо в багажнике - 4 спальника помимо прочего барахла).
- В ночь с 20 на 21 августа воды не будет!
- Нам уйти в "Интурист"?
- Куда хотите. Нигде воды сегодня не будет.

По-доброму и спокойно.
Зато вода лилась сверху, прямо с неба.
Поэтому ещё до входа на территорию Кремля, услышав призыв на последний рейс катера по Волхову до Ильменя, долго не думали: всё да под крышей!
Час с небольшим под бутылку плохого вина под жёлто-серым дождливым темнеющим небом - мимо церквей, каналов, опор так никогда и не достроенного дореволюционного ж/д моста - это здорово. Красиво, слегка грустно и очень спокойно.
Потом обе Ольги пошли в гостиницу, а мы с Машкой ещё погуляли по Кремлю и через второй мост через Ярославово подворье.
Суздаль, возможно, отдыхает…

С утра погрузились, коротко посовещались - и двинули в Юрьев монастырь.
Потом - рядом музей деревянного зодчества: 30 экспонатов вплоть до пары старых деревянных баркасов. Тут не соглашусь, что Кижи отдыхают: таких масштабных многоглавых церквей здесь нет. Козырь здешний - резьба, нюансы. А одна небольшая церковь просто поразила меня своей пропорциональностью, ладностью…
И тётка одна, хозяйка одной из изб - та речью своей. Пожалуй, единственной фразой, произнесённой ею по собственной инициативе, было: "Заходите, гости дорогие!" А потом водит, показывает жестами, смотрит на всех, улыбается и молчит. Но стоит задать какой-нибудь идиотский вопрос типа: "А это что за фигня?" - тут же выдаёт такую тираду - закачаешься. Мало того, что интересно и свежо, дык ещё и окая по-северному, со словечками полупонятными, присказками и шуточками - и меру зная: бац - и снова молчит и улыбается! Твоего интереса к чему-либо ждёт!
Опять выехали на Ленинградку - обгон-тормоз - вот Ленинградская область, машин побольше, всяческие эстакады и указатели. А нам, кстати, - не совсем в Питер: забронирован 4-местный номер в пансионате "Знаменка", что в бывшем загородном дворце Николая I между Стрельной и Петергофом.
Забронирован по телефону:
- Можно 4-местный забронировать с 21 по 27 августа?
- Ща глянем… Можно, №32. Ваша фамилия?
- Такая-то.
- Приезжайте.
- Всё?
- Всё, приезжайте, забронировано, зуб даю.

Так вот, указателей в Питере и окрестностях оного достаточно. Только странные они. Я сперва и не понял, почему я теряюсь: всё вроде бы написано, нарисовано… Не сразу дошло. "Налево - Красносельское шоссе, прямо - Волхонское шоссе, направо - Питерское шоссе". Или даже: "Направо - Питер". Или даже: "Направо - Ленинградская улица". А мне надо в Стрельну или в Петродворец! Петергоф тоже потянет! Куда? - х.з. Все дороги ведут в Питер, а если наоборот - то максимум в Москву, а всё остальное - какие-то шоссе: Кузьминское, Баболовское, Фильтровское - и будьте уверены, что в конце его нет города Фильтр - как будто вообще никаких городов нет!
Ладно, поплутали малость - после обеда приехали в Знаменку.
- Мы тут типа как бы бронировали, №32…
- Ага! Вот вам ключ - гляньте, подойдёт? Берёте? Только идти далеко… Кстати, сервис у нас ненавязчивый.

Самый угловой №32 на 2 этаже был в виде буквы Г. И пусть всё обшарпано, и 2 из 4 кроватей ЧССР скрипели (потом только одна, другую починил), и у телевизора "Витязь" только на 3-й день прорезался нормальный голос - зато 5-6-метровые потолки, тишина (даже абсолютно бесшумный безмоторный холодильник), огромный парк и действительно ненавязчивый сервис - а нам этого и надо! Единственный наш промах - что мы только за 2 дня до отъезда узнали, что помимо дорогого ресторана есть и нормальная дешёвая столовая - до этого иногда завтракали кефиром с булочками. А единственный шум пару дней слегка доносился с 3 этажа, где в week-end заряжали друг друга энергией Тины Тёрнер толкатели гербалайфа.
Внизу по парку Александрия вдоль берега Финского залива проходит некогда почтовая дорога, а сам берег в основном за зарослями тростника, и лишь кое-где есть что-то типа пляжиков.
Утки, цапли, белки, лисы.
Много полуразрушенных сооружений. До фонтанов Петергофа - 4 км, прогулялись, но было уже поздно, и обратно вернулись на автобусе.

Ножки у всех уже подустали, и 22-го решили двинуть куда-нить на машине.
Двинул на запад в Ломоносов, через порт подъехал к паромной переправе.
- Когда на Кронштадт?
- Ой, только через час! Но зато Вы - первый в очереди! Билеты открою через полчаса.
- А пожрать тут с детьми?
- Ой, рекомендую тут в порту на задворках есть мини-гостиница - там такие пирожки! Да Вы не беспокойтесь, я туда и позвонить могу, а тут Вам место займу!

Мини-гостиница внутри была на удивление цивильной, еда - недорогой и приличной, булочки - отличными, а раскрытая дверь маленькой пустой столовой выходила прямо на весьма живописный причал - цимус!
Цена машиноместа с водителем впридачу на пароме - 280 руб, за пассажиров - по 33. Ещё 40 минут удовольствия - "И окурки я за борт бросал в океан…"
Потом прогулка по Кронштадту под дождём, собор. Увы, не особо впечатлило. Другие, видать, нужны там экскурсии, не такие поверхностные. Но я рад, что на дворе 2008: хоть паром застал, в 2010 обещают южный туннель открыть…
А мы сели в Пасю и через северную дамбу лихо через Лисий нос - Белоостров выехали в сторону Выборга.
Побродив по дороге по брусничному лесу, через час с Финской трассы свернули налево и по отвратной практически грунтовке попали в этот европейский город фарцовщиков.
Замок - да.
Башня, вид с неё - да!
В замке накрыты столы, вокруг красных бодрых молодых людей - накачанная охрана в чёрном - нет. Это были НАШИ, да. ДА-ДА-НЕТ-ДА - прощай, СССР.
Обратно двинули по берегу через Питер. Было уже поздно, и после музыкальных фонтанов поужинали в знаменитом своим туалетом подвальчике "В депо", а затем задержались посмотреть на развод мостов.
На Марсовом поле у Вечного огня молодёжь распевала Цоя.
А во втором часу ночи у магазина группа подвыпивших питерцев докапывалась до меня, пока я в Пасе ждал жену.
- Московские номера-то?
- Дык.
- Мы тут на днях москвичам на джипе ниппеля-то повыкрутили!
- Что так?
- Пальцуют.
- Дураков везде хватает.
- Ладно, видим: у тебя на заднем дети спят; нормальный ты мужик!
- И вам - счастливо!

На следующий день отсыпались и гуляли по Петергофу.
На "шутихах" младшая вымокла до нитки (благо, майки продавались тут же).
Вечером на берегу набрали пакет шиповника.

24-го двинули в Питер без машины, на автобусе. Побродили.
Кунсткамера и Эрмитаж были необходимой, но не слишком удачной данью кругозору младшей дочери.
Зато лодочная прогулка удалась: возили не только по стандартным маршрутам под мостами, но и через порт аж до залива! Даже знаменитый "Красин" узрел.
Вечером у Петропавловки наткнулись на выставку песчаных фигур.

25-го, несмотря на дождь, с удовольствием побродили по Царицинскому парку: красиво.
Правда, мужское достоинство Геракла блестит далеко не так ярко, как в доперестроечные времена. Возможно, у курсантов Можайки кончилась паста ГОИ…
Хотели после обеда побродить и по Павловску, но обед в тамошней кафешке настроения не прибавил, дождь всё лил, вечер близился - и вечером тем я наквасился коньяку, после чего даже малость покуролесил в тёмных подвалах нашего дворца.

А 26-го трезвел, гуляя с женой по парку Александрия.
Дочки остались развлекаться во дворце.
И был это наш прощальный вечер в Питере. Но ещё далеко не конец поездки.

Ибо с утра наш маршрут лежал на Селигер, в р-н Ниловой пустыни.
Кстати, решил не везти я долги перед ГИБДД с собой, а оставить в Сбербанке г. Стрельна. Взял бланк квитанции, повертел перед собой вышеупомянутую простыню на 100 рублей с синими штемпелями, грустно обозрел всё это…
- Девушка, ну и как всё это безобразие оформлять?
- Штраф за ПДД, что ли?
- Ну.
- А и не надо ничего оформлять!
- ?
- Не нужны мне Ваши квитанции. Давайте простыню – и всё. Сама сделаю.

И ведь сделала!
Начиная с Новгорода, я останавливался у каждого поста ГИБДД и даже у рядовых ГАИшных машин с радарами по обочинам, тыкал им в нос "Атлас автодорог СССР" и назойливо спрашивал:
- Ну неужели, ну неужели действительно нет никакой более прямой дороги на Осташков, чем через Торжок? Нет, Вы скажите!?
С неохотой отрываясь от прямых обязанностей повышения благосостояния, сотрудники грустно смотрели сперва на меня, потом в Атлас, затем на Пасю… Ответы были разными, например:
- Не наш район, спросите дальше!
- А нахрена? К терапевту.
- Ну, Ваш фашист - он-то точно не пройдёт!

И лишь перед В.Волочком ГАИшник радостно сказал:
- Дык через Есеновичи! Там и асфальт даже есть!
Радость наличия асфальта меня слегка удивила, но не насторожила. А поскольку при въезде в Волочёк образовалась нескончаемая пробка, я без особых раздумий свернул в город направо, и местные довольно быстро вывели меня на ту самую дорогу на Есеновичи…
Населённые пункты за Волочком кончились довольно быстро, а с ними и асфальт, и машины. Точнее, осталось всё! Но только населённые пункты не были никем населены, асфальт… Он тут был - в советские времена. Потом Валдайскую возвышенность сотрясло землетрясение Перестройки, и асфальт пошёл узкими изломанными продольными трещинами. Ельцинская эррозия вымыла трещины на глубину в пол-колеса. А взлёты и падения курса доллара местами смыли асфальт напрочь, особенно в низинах и на взгорках. Машины - нет, они мне попадались: дважды навстречу прошли караваны по 2-3 фуры, а попутно объехал ("обогнал" - как-то слишком нескромно) медицинский УАЗик-буханку. Дважды на дорогу выходили мужики егерского типа с ружьями - всё. За 80 км пути.
И как ехать по такому асфальту? 10 км/час - муторно, 100 - стрёмно. Так и ехал: где 100, где 10: на сотне через трещины перепрыгиваешь, а на 10 через ухабы переваливаешься. От 10 до 100 ехать очень некомфортно. Ну да, благо, было светло…
А посередь дороги той - Есеновичи.
Там я на центральной площади между развалинами храма и единственным хрущёвского типа 3-этажным зданием увидел человека! Местного жителя, аборигена то есть, лет 13 от роду. Окликнул. Поговорили. По-моему, из Таджикистана.
После выезда на восточное шоссе от Кувшинова до Осташкова - расслабуха на 150 и выше км/час, даже не ожидал…
В деревне нас уже ждали друзья, был накрыт дастархан с шашлыком и водовкой, истоплена банька - всё чики-поки.

28-го сперва на 2 машинах посетили Нилову пустынь - ничего так, нормально.
Жаль, на колокольню не слазил: мужики сказали, обалденный вид…
На обратном пути в деревню несколько раз безуспешно пытались приткнуться куда-нибудь к берегу, поудить, грибочки почикать. Рыба вымерла напрочь. Грибов - пара горсток лисичек. Зато весь лес засран на 20 км по периметру Селигера: начиная от вездесущих пакетов и банок и кончая огромными зеркалами, спальниками на ветвях и т.п. НАШИ и здесь отметились: после них кусок леса опоясан строительными красно-белыми ленточками… ДА-ДА-НЕТ-ДА - урра, господа!
Пришлось это дело вечером соболезновать снова водочкой и банькой.

29-го в обед распрощались мы и двинули nah Hause.
До Ржева - комфортно на 150 км/час: машин хоть и почти нет, но на большей скорости подвеска на буграх приседает до упора.
А вот за Ржевом выехали, увы, на федеральную трассу "Прибалтика". Нет, фуры особо не тормозили, и всё было бы ничего даже на этих 2 полосах, если бы не колея! На Украине в Харькове - и то ниже. И вот пытаешься ехать по гребню, но при этом вылезаешь к встречке. А как и там кто тоже так - приходится принимать вправо - хрясь! Раза 4 пытался бороться с высотой колеи, срезая гребень днищем Паси… Мне стыдно.
Московская область - магистраль - полный кайф, хоть 180. Какие-то непонятные пирамиды сбоку…
МКАД. Естественно, пробка. 3 часа до Ленинградки, ещё минут 20 - и мы на родимой Горьковке, ещё пара часов в вялых пробках - и родимый Павлово-Посадский район, дача!
Всё. Приехали.